Тюрки — органичная часть общероссийского культурного пространства. Этот тезис стал ключевым в ходе обсуждений общероссийской научно-практической конференции «Тюркские народы России в формировании общероссийской гражданской идентичности». Форум собрал в Уфе ученых-тюркологов, этнологов и экспертов по межконфессиональным отношениям из более чем сорока регионов страны. Отмечено, что с самого зарождения российской государственности, на этапе становления Московского государства и расширения его сфер влияния тюрки играли значимую роль в судьбе будущей державы. — Действительно, тюркские народы России неразрывно связаны с ее судьбой, и в своем многообразии являются одной из основных, наряду со всеми другими братскими, составляющих единого общероссийского этноса. Мы должны еще раз осознать древние корни и мудрость наших предков, которые веками вместе, плечом к плечу противостояли попыткам чуждых сил расколоть наше единство. Причем, всегда ставка делалась на разыгрывание национальной и религиозной карты при подрыве мощи нашей страны. История нашей страны полна множества примеров участия тюркских народов в становлении и развитии Российского государства. Начиная с участия башкир в ополчениях Минина и Пожарского, а позже — башкиро-мещеряцких полков в Отечественной войне 1812 года (достаточно сказать, что башкирские полки первыми вошли в завоеванный Париж). Осознавая свою гражданскую ответственность представители мусульманских элит избирались и принимали участие в работе Государственной Думы в 1906 – 1917 гг. Когда Россия вступила в Первую Мировуюу, муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания М. Султанов объявил «газават» (священную войну) против всех врагов нашей страны, в том числе — против Турции, когда она вступила в войну на стороне Германии. Тюрки были и оставались неотделимой частью страны и в мирное время: Второе Баку – Ишимбай осваивалась башкирскими нефтяниками, а рабочие бригады из Башкортостана и Татарстана осваивали нефтяные месторождения в Сибири в 1960 – 1980 гг. В полной мере такой подход был отражен в концепции Исмаила Гаспралы «О русском мусульманстве» который он изложил в 19 веке. Можно сказать, что это было мнение всей тюркской интеллигенции той поры, которые были ориентированы на развитие и укрепление добрососедства тюркских и славянских народов. В заседании второй секции «Роль мусульманского духовенства в сохранении и приумножении культуры тюркских народов России» приняли участие религиозные деятели от ислама и эксперты по межконфессиональным отношениям. Действительно, в многоконфессиональной России свободно развиваются все мирные верования. Исторически же большая часть тюркских народов много веков исповедует ислам. Поэтому роль мусульманского духовенства чрезвычайно высока. Неспроста в военных частях, ныне действующих в зоне специальной военной операции, с большой долей тюркского населения действуют свои имамы. По итогам конференции разработаны новые формы и методы интеграции тюркской культуры в общероссийскую. С учетом всех этих факторов участники конференции постановили проработать вопрос об учреждении «Российской ассамблеи тюркских народов». Предварительно решено определить местонахождение рабочих органов этой организации в столице Башкортостана — городе Уфе. Дело в том, что Республика Башкортостан находится в географическом центре проживания тюркских народов. Северный Кавказ и Поволжье, Сибирь и Дальний Восток — географически объединяются здесь – на южном Урале. В неформальной части конференции прошла интеллектуальная игра по темам культуры тюркских народов России и нормативно-правовых основ межкультурного взаимодействия в нашей стране. В завершение дня прошли состязания по различным видам состязаний традиционных спортивных дисциплин тюркского мира.